Нарушение осанки и плоскостопие

Нарушение осанки и плоскостопие

Каждый человек слышал фразу: «Чистота – залог здоровья». Кроме чистоты, как известно из школьных уроков биологии, залогом здоровья становится немало прочих составляющих.Главным тестом, становящимся презентацией физического состояния, считается осанка, имеющая для человека как представителя класса «приматов прямоходящих», важнейшее значение.

От правильной позы зависит состояние позвоночника и скелета в целом. Она предохраняет внутренние органы от сдавливания и смещения, провоцирующего заболевания: остеохондроз, астма, ИБС. Тема предупреждения дефектов осанки и плоскостопия в раннем возрасте крайне важна.

Для определения нарушения осанки разработан простейший тест: поставить ребёнка к стене, чтобы затылок, пятки, тазовые и лопаточные кости касались поверхности, попытаться просунуть кулак между стеной и поясницей. Если сделать действие не удаётся – осанка правильная. Если кулак проходит, налицо причина принятия мер профилактики, причём главными признаны массаж и ЛФК

Трудности с осанкой обычно обнаруживаются у детей в возрасте 7 – 15 лет. Главная причина – гиподинамия школьников, избыток времени проводящих у компьютера и игнорирующих прогулки на свежем воздухе, активные игры и уроки физкультуры, оказывая негативное влияние на здоровье.

Нарушение осанки проходит в развитии три стадии:

  1. Лёгкая сутулость, носящая слабовыраженный характер, возникает у ребёнка в начальных классах. Для предупреждения в младших классах взрослым достаточно чаще напоминать о необходимости выпрямиться.
  2. В средних классах и старших классах появляется отклонение от нормы, имеющее устойчивую форму, вызванную слабостью мышечного корсета, корректируется уроками физкультуры в школе.
  3. Искривление позвоночника, затрагивающее костный аппарат и с трудом поддающееся лечению. Школьные уроки физической подготовки в классах полностью заменяются ЛФК. Необходимые упражнения в классах порекомендует инструктор ЛФК. Для удобства родителям стоит записать тему в виде конспекта, чтобы ежедневно заниматься с ребёнком дома. Рекомендуется как необходимая мера предупреждения дальнейшего развития серьёзного заболевания.

Профилактика возникновения подобных нарушений здоровья ребёнка – прямая обязанность взрослых, особенно родителей, начиная с момента, как малыш встаёт на ноги. При вертикальном положении тела на ступни ложится ощутимая нагрузка. Если мышцы стоп недостаточно укреплены, возникает угроза развития плоскостопия.

Ступни считаются своеобразными амортизаторами человеческого скелета, природой предназначены для смягчения толчков, возникающих во время ходьбы, прыжков. При плоскостопии происходит деформация стопы, её свод опускается либо исчезает. Амортизационные функции стопы нарушаются, возникает тяжёлая походка, боль в ногах, перекашивание тазовых костей при ходьбе, приводящее к неправильной позе и искривлению позвоночника. Плоскостопие и нарушение осанки тесно связаны между собой: появление первого неизбежно сказывается на втором.

Профилактика плоскостопия оказывает влияние на предупреждение деформаций в развитии детского скелета, но определить наличие заболевания у ребёнка получится при достижении возраста 4-6 лет. По законам биологии детская ступня снабжена жировой подушечкой на подошве, маскирующей свод стопы. С возрастом жир рассасывается, костные очертания становятся более чёткими, заметить дефект несложно.

Тест на нарушение легко выполнит врач и любой взрослый человек в домашних условиях. Потребуется смазать подошвы ребёнка растительным маслом и поставить ногу на лист белой бумаги. Если масляные отпечатки следов приобретают форму фасолинок – нормальное развитие налицо. Если по отпечатку видно, что подошва стопы прижалась к бумаге почти целиком, след говорит о предрасположенности к развитию плоскостопия.

Причины распространённого нарушения

Возможной причиной считается наследственность. Если плоскостопие имеется у близкого родственника – отца, матери, – ребёнку необходимы наблюдение и регулярные консультации врача-ортопеда, чтобы застать болезнь на ранних стадиях развития и принять меря для предотвращения.

Отрицательным фактором часто выступает лишний вес, что неудивительно: кости скелета рассчитаны на посильную нагрузку, превышение возможностей организма приводит к деформации. Если ребёнок слишком полный для собственного возраста и роста, необходим строгий контроль родителей за детским питанием. Советы диетолога не будут лишними в тревожной ситуации.

Травмы стоп бывают причиной возникновения плоскостопия. Частые «подвихивания» говорят о слабости связочного аппарата голеностопа, от которой прямой путь к появлению дефекта.

В конечном счёте, нарушение осанки и плоскостопие возникает на фоне слабого развития мускулатуры ног, преимущественно стоп. Укреплению мышц стопы способствует простой массаж ступней. Выполнять допустимо самостоятельно, даже не будучи мастером высокого класса. Описание массажа получают в кабинете ЛФК детской поликлиники.

ЛФК – непременная составляющая профилактики плоскостопия

Урокам ЛФК следует уделять пристальное внимание. Занятия выполняются систематически. Нарушение правила становится причиной низкой эффективности.

Если ребёнок маленький, проводить занятия ЛФК лучше в игровой форме, чтобы упражнения не воспринимались как обязательно-утомительный урок. Для привлечения интереса малыша к упражнениям ЛФК, каждому потребуется придумать подходящее название. Примерный конспект игровых занятий:

  • ходьба на цыпочках – «великан», «кто выше?», «какой большой!»;
  • ходьба с поворачиванием стоп наружу – «мишка косолапый по лесу идёт»;

На уроке нужно чаще хвалить малыша, стимулируя усердие. Родители могут устроить соревнование и принять участие, но победителем непременно должен выйти ребёнок.

Полезно больше ходить босиком, в естественных природных условиях – по траве, гальке, камешкам. Большое значение приобретают водные процедуры: кроме укрепления мускулатуры, они оказывают закаливающее действие. ЛФК по мере взросления ребёнка рекомендуется дополнить уроками плаванья – спорт наилучшим образом тренирует группы мышц, отвечающих за формирование осанки и профилактику плоскостопия.

Важная составляющая борьбы с плоскостопием – правильно подобранная обувь

Детская обувь должна точно соответствовать размеру ноги и непременно быть новой. Нельзя позволять ребёнку донашивать растоптанную обувь старших братьев и сестёр, как бы ни оказался велик соблазн сэкономить. Важные параметры – материал и качество изготовления. Лучше покупать ботинки, туфли и сандалии, сделанные из натуральной кожи либо хлопка. Они должны быть лёгкими, иметь минимальное количество швов внутри, упругую и гибкую (не мягкую!) подошву, крепкий задник, фиксирующий голеностопный сустав в правильном положении, невысокий (0,5 – 1 см) плоский каблук. Если врач-ортопед советует носить специальную обувь или использовать в ежедневной обуви стельки-супинаторы, отмахиваться от рекомендаций не стоит.

Перечисленные правила покажутся сложными, но исполнение гарантирует, что у ребёнка не возникнет трудностей с позвоночником и суставами ног – ни в детстве, ни в грядущей взрослой жизни.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Юлия Синчинова
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильную осанку дошкольника характеризуют следующие признаки: голова и туловище держаться прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

В дошкольном возрасте наиболее часто встречаются такие патологии опорно-двигательного аппарата, как нарушение осанки, плоскостопие, врожденная косолапость, деформация грудной клетки, искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиоз, чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифоз) и в поясничном отделе (лордоз).

Причины развития неправильной осанки и ее дефектов много гиподинамии, недостаточные развития мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении: ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычка детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции нарушений являются занятия физическими профилактическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования осанки и профилактики ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами (резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др.) Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа, сидя на стуле.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых(40-50 сек)

с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Упражнения лучше включать в комплексы умеренной и оздоровительной гимнастики, но можно выполнять отдельно.

Задача состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц — тогда они смогут долгое время удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые в вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены) и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, кубик, резиновое кольцо).

Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений:

— прогибание спины с обручем и мячом в руках

— наклоны в стороны с обручем за спиной

— приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках

— наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой

— наклоны назад с разведением рук в стороны

— поднимание ног вверх лежа на спине.

— ползание на четвереньках

— ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия:

— ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке)

— ходьба на носках и пятках, наружных краях стоп

— ходьба по гимн. палке и канату

-захватывание мяча ногами

— собирание мелких предметов пальцами ног

— катание обручей мяча пальцами ног

— ходьба правым и левым боком по гимнастической скамейке, обхватывая ее края пальцами ног

— собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, веревки, платочки.

Презентация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода.

Консультация «Профилактика плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста» Тест на плоскостопие Смажьте подошвы красящим веще-ством (гуашь, йод, зеленка и др., мож-но жирным кремом. Затем на листе бу-маге оставьте.

Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста «Поможем ребенку быть здоровым». В последнее.

Индивидуальный образовательный маршрут. Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Цель: Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Ожидаемый результат: укрепление мышц голеностопного сустава,.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Нефедова Т. Н. Стопы несут опорную и.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся.

Презентация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Слайд 1. «Профилактика плоскостопия обучающихся дошкольного возраста». Слайд 2. В дошкольный период ребенок быстро растет и развивается,.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата.

Рекомендации для родителей дошкольников по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности.

Тест » Нарушение осанки. Плоскостопие»

Тест 8 класс к учебнику Колесов, Маш, Беляев 2018 годь ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Тест » Нарушение осанки. Плоскостопие»»

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

Вопрос:

Что нужно делать Ване, чтобы у него была правильная осанка?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) не заниматься физической культурой, пропускать уроки физкультуры в школе

2) заниматься физкультурой и чередовать различные виды мышечной деятельности

3) спать в мягкой постели

Как называются боковые искривления позвоночника?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

3) «круглая спина»

. — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её сводов.

На каком рисунке изображён нормальный позвоночник?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Почему важно заниматься зарядкой?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) цель зарядки — развить быстроту и точность при выполнении динамических упражнений

2) цель зарядки — развить силу, выносливость, быстроту и точность при выполнении статических и динамических упражнений

3) цель зарядки — развить силу и выносливость при выполнении статических упражнений

4) цель зарядки — разминка мышц и суставов, для того чтобы перейти от сна к бодрствованию

Выберите признаки, которые характеризуют правильную осанку человека:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) плечи сведены кпереди

2) живот выпячен, а грудь западает

4) расправленные плечи, находящиеся на одном уровне

Неправильные положения тела, подъёмы тяжестей могут привести к смещению позвонков и межпозвоночных дисков. Посмотрите на рисунок и скажите. правильно ли Саша поднимает ведро с водой?

Выберите один из 2 вариантов ответа:

. — привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и работе.

Перед вами два рисунка. Укажите, на каком рисунке мальчик сидит правильно, а на каком — нет.

Укажите соответствие для всех 2 вариантов ответа:

Выберите верные утверждения.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Неправильная осанка обеспечивает правильную работу внутренних органов человека.

2) Двигательная активность — основа физического здоровья.

3) Малая подвижность человека — гиподинамия — приводит к усилению и увеличению мышц, хорошо сказывается на работе всего организма.

4) Если человек ведёт малоподвижный образ жизни, игнорирует спорт и физическую культуру, эластичность и сократительная способность его мышц снижаются.

5) К 25 годам рост и окостенение скелета человека полностью заканчивается.

Виды нарушения осанки и их влияние на здоровье и самочувствие детей. Плоскостопие

Организация профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата ребёнка- дошкольника

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки. Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.Нарушение осанки и деформации позвоночника выражаются в отклонениях от нормальных форм тела и правильного взаимоотношения отдельных его частей.Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз — боковое искривление позвоночника.Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины, при этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены впереди, живот несколько выпячен.При кифотической осанке все перечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. Чрезмерное искривление грудного отдела позвоночника сзади вызывает компенсаторное развитие поясничного лордоза и уплощение грудной клетки.Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стоны, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 4—4,5 года на подошве стоны хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стоны невозможно. При внешнем осмотре стопы можно выделить несколько вариантов положения второго пальца, когда он длиннее первого (греческий тип стоны), или короче (египетский вариант стопы). Такое положение пальцев, по некоторым данным, может свидетельствовать о предрасположенности к поперечному плоскостопию.При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, динамические возможности стоны значительно снижаются, так как объем движений в суставах понижен, в результате чего появляются боли в области стопы, голени и бедра. Вследствие нарушения амортизационной функции стоны дети к концу дня могут предъявлять жалобы и на головные боли. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают; походка их напряженная, неуклюжая.

При внешнем осмотре стоны обращают на себя внимание ее удлинение, расширение в средней части, уплощение продольного свода, а также пронирование стопы с отходом пяток кнаружи .На стопе можно увидеть так называемые натоптыши, напоминающие мозоли.

Уплощение стоны влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Выявляют плоскостопие с помощью специального метода — плантографии. Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стоны длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега могут наблюдаться головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стоны, смягчающей толчки. При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь отвечала всем гигиеническим требованиям. Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стон, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке .длительность упражнений 10—20 мин в зависимости от возраста ребенка.

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

При начальной форме плоскостопия и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы, которые должен подбирать только врач-ортопед.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нарушение осанки у детей

Нарушение осанки у детей на сегодняшний день очень распространено. Внешне оно заметно даже невооруженным взглядом и определить эти проблемы родители могут самостоятельно. Патология может появиться в дошкольном возрасте, главное вовремя суметь исправить осанку, чтобы в дальнейшем у ребенка не было болезненных ощущений и дискомфорта.

Причины нарушения осанки у детей

Нарушение осанки практически всегда является приобретенным и его возникновению способствуют несколько факторов:

  • неправильно сформированная и слабая мускулатура;
  • асимметрично расположенные позвоночные мышцы;
  • перенесенная болезнь, после которой происходит деформация мышц грудной клетки или повлиявшая каким-то образом на костную структуру организма;
  • не подходящая по размеру мебель ежедневного обихода;
  • плохое освещение парты и рабочего стола, из-за чего малышу приходится сидеть согнувшись;
  • сильно тугая одежда, способная вызвать изменения позвоночника и грудной клетки.

Многие специалисты основной причиной считают слабые мышцы, на самом деле возникновению этой патологии способствует целый ряд факторов, как внутренних, так и внешних.

Основные виды патологии у детей

Грамотное лечение зависит от правильного определения вида патологической осанки.

Внешние признаки и виды паталогии:

  • сутулая спина – характеризуется этот вид приподнятыми надплечьями, а также » крыловидными» лопатками;
  • округлая спина – его определяют по следующим признакам: наклоненная вперед голова, приподнятые надплечья, внешне кажется, что руки находятся немного впереди корпуса тела;
  • кругло-вогнутая спина – для этого вида характерны: выпирающий вперед живот, »крыловидные “ лопатки, голова наклонена слегка вперед;
  • плоская спина – здесь наблюдается выдвинутая вперед грудь, свисающий низ живота, во время занятий спортом ребенок может ощущать боль и дискомфорт;
  • плоско-вогнутая спина – основные черты этого вида: смещенный назад таз, »крыловидные “ лопатки и постоянно согнутые в коленях ноги.

Все эти разновидности нарушения осанки делятся на два типа:

  1. Нарушение в сагиттальной плоскости – к нему относят все вышеперечисленные виды.
  2. Нарушение во фронтальной плоскости – отличительной чертой является искривление позвоночника.

Только после определения вида патологии назначается правильное лечение, которое впоследствии может привести к полному выздоровлению.

Какую опасность таит нарушение

Основные последствия нарушения осанки, которые негативно влияют на организм человека:

  • развитие заболевания остеохондроза;
  • изменение работы внутренних органов в худшую сторону;
  • изменение формы грудной клетки, которое впоследствии станет причиной дисфункции многих органов;
  • возникновение сколиоза – болезнь искривленного позвоночника, страдающие этим заболеванием постоянно мучаются головными болями и болями в области спины;
  • сутулость или горбатость – в запущенной форме способствует затрудненному дыханию;
  • возникновение лордоза – это выраженные выпуклости, располагающиеся в области шеи или поясницы;
  • образование горба.

Если не обращать внимание на эту патологию, то в итоге она может привести к серьезным осложнениям и стать следствием инвалидности.

Полезное видео по теме

Проблема у ребенка дошкольного возраста и школьников

При возникновении малейшего подозрения на развитие этого недуга, лучше сразу обратиться к врачу за соответствующим лечением.

Самостоятельно можно проверить осанку у ребенка в домашних условиях. Для этого необходимо предварительно раздетому до трусов ребенку встать в удобную для него позу и наклонить корпус тела вперед.

Идеальным положением считается выпрямленные колени, смещенные пятки, расставленные носочки, прижатый к груди подбородок и соединенные перед собой кисти рук.

Об отсутствии каких-либо патологий говорит ровный позвоночник, если же имеются даже незначительные искривления, то стоит задуматься о лечении.

При обнаружении нарушений осанки у детей дошкольного возраста необходимо обратиться к врачу, назначенное лечение обычно длится очень долго и требует больших усилий.

Дети, сумевшие излечить свою осанку в раннем возрасте, во взрослой жизни менее подвержены заболеваниям позвоночника и опорно-двигательной системы.

Если присоединяется плоскостопие

Проблема нарушения осанки встречается больше чем у половины детей разных возрастов. В совокупности с этой неприятностью у многих школьников имеется еще и плоскостопие, очень часто именно оно влияет на возникновение нарушения осанки и искривления позвоночника.

Все дело в том, что при неправильной форме стопы, центр тяжести тела находится в другом положении, смещен назад и из-за этого человек начинает сутулиться. При активных физических занятиях всю нагрузку на себя принимает позвоночник, в связи с этим он начинает искривляться.

По статистике, дети, начавшие ходить очень рано – до года, чаще подвержены нарушению осанки и плоскостопию, чем другие. Многие родители начинают бить тревогу только при явных признаках нарушенной осанки, а проблемы со стопами просто игнорируют.

Обычно при плоскостопии первым делом назначается массаж стоп и голеней, который хорошо разминает и укрепляет связки. Вторым этапом лечения является специальная лечебная гимнастика. Немаловажную роль играет обувь малыша, она должна быть специальной ортопедической с лечебными стельками.

Эффективное лечение недуга

Самолечением заниматься не рекомендуется, только по тому, что простой человек не может точно определить вид патологии и назначить правильное лечение. Этим должен заниматься квалифицированный специалист, который назначит наиболее оптимальный вариант оздоровления.

Лечение нарушения осанки имеет несколько методов:

  • лечебная гимнастика, направленная на укрепление и исправления патологии осанки;
  • мануальная терапия;
  • использование ортопедических корсетов или бандажей.

Процесс выздоровления требует больших усилий от ребенка и от родителей, по времени он длится очень долго. Подбирать оптимальный курс лечения должен врач ортопед, который и будет наблюдать малыша на протяжении всего срока. Все методы желательно использовать одновременно, но больше всего внимания следует уделять специальной гимнастике.

Бывает, что такая патология имеется у ребенка дошкольного возраста и не всегда малыш охотно выполняет все упражнения или носит корсет. В этом случае родителям нужно выполнять все действия вместе с ребенком, показывая ему необходимость проведения терапии.

Осанка и плоскостопие

Министерство образования РФ

Череповецкий государственный университет

Кафедра анатомии и физиологии

на тему: «Осанка и плоскостопие»

1.1 Признаки правильной осанки……………………………………………3

1.2 Факторы, определяющие осанку………………………………………. 3

1.3 Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей……………………………………………………………………………4

2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости…………………………5

2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника……………………………………………………………………5

2.1.2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника…………………………………………………………………….6

2.2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости………………………. 7

3. Профилактика нарушений осанки…………………………………………..8

3. Профилактика плоскостопия………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………….18

1. Нормальная осанка.

Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.

Осанка — одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.

1.1. Признаки правильной осанки

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом голова держится прямо: линия, проведенная через наружный слуховой проход и нижний край глазницы горизонтальна; плечевые суставы разведены; надплечья на одном уровне; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Грудная клетка не имеет западений и выпячиваний, симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке; треугольники талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.

1.2.Факторы, определяющие осанку

Осанку определяют многие факторы, перечислим наиболее значительные.

· Длина и форма конечностей. Для правильной осанки необходимо чтобы длина и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец — это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.

· Угол наклона таза — угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-60 градусам, у мужчин — 50-55 градусам. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.

· Положение и форма позвоночника. В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет;

· Положение лопаток. В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.

· Степень развития мускулатуры. В настоящее время известно две системы поперечнополосатых мышц. Они различаются между собой тем, что одни склонны к повышению тонуса и укорочению, а другие — к гипотонии и увеличению длины. К первым относятся: икроножная, прямая бедра, подвздошно-поясничная, напрягающая широкую фасцию бедра, задняя группа бедра, грушевидная, разгибатели спины, грудинная часть большой грудной, поднимающая лопатку и некоторые мышцы верхних конечностей. Ко вторым относятся: большие, средние, малые ягодичные, широкие головки четырехглавой мышцы бедра, передняя большеберцовая, малоберцовые, мышцы брюшного пресса, нижние фиксаторы лопаток, поверхностные и глубокие сгибатели шеи. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого — 35 — 40% и более. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.

· Наличие хронических болезней. Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения. Это тоже нарушает осанку.

1.3.Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.

Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.

Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины — это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.

Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.

2. Виды нарушений осанки

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.

2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на

уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Кругловогнутая спина — нарушение осанки состоящее в увеличении всех

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Согласно данным статистики, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются в числе отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. И в основном это нарушения, которые могут появляться у детей раннего возраста: в 2 года = 2%, в 4 года = 7%, в 7 лет – каждый третий, а у школьников – 70%. 1-е место среди нарушений занимает патология костно-мышечной системы, 2-е – патология органов дыхания, 3-е – патология органа зрения.

Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора или компьютера), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, вследствие чего и могут возникать различные нарушения осанки, плоскостопие, а также задержка возрастного развития и развития физических качеств.

Понятие об осанке связано с нормальной функцией позвоночника.

Что такое осанка?

Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная наследственными моментами, зависящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата и выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Формируется осанка с раннего детства в процессе роста ребенка, зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата. Осанка может изменяться в зависимости от условий быта, занятий. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые.

В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Они делятся на врожденные и приобретенные. Последние возникают в результате травм, инфекций, интоксикаций, поражений центральной нервной системы.

Дефекты осанки приводят к нарушению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях дыхательного, костно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются крыловидные лопатки, сведенные вперед плечи, асимметрия плечевого пояса и сутулость.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, о чем говорилось выше, а также создает условия для нормального дыхания через нос. Это способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной физической нагрузке , например, в беге и прыжках.

Так как в дошкольном возрасте осанка полностью не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста. В этой связи главная задача взрослых – предупредить у ребенка такое серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, как сколиоз.

Конечно, очень многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от своих родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно стоять, сидеть и ходить, а также вынужденные неудобные позы при чтении, рисовании и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Но основной причиной дефектов осанки является привычные порочные положения тела при сидении и стоянии.

Борьбу с неправильной осанкой надо рассматривать как общее оздоровление организма.

В этой связи необходимо особое внимание уделять подбору детской мебели. Стол, стулья и домашняя мебель должны соответствовать росту ребенка, так как низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх. Нужно избегать поз, при которых тело ребенка наклонено в сторону, он сидит на одной ноге или при свободно свисающей руке.

Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше, так как исправление дефектов осанки всегда дело более трудное, чем их предупреждение.

После занятий, носящих статический характер (рисование, лепка и др), полезно проводить упражнения с элементами аутотренинга, которые помогают сконцентрировать внимание ребенка на выработке стереотипа правильной осанки, то есть, в конце каждого занятия дети расслабляют мышцы туловища, лежа на спине и выполняя упражнения на релаксацию (под контролем воспитателя или родителей).

В утреннюю гимнастику и физкультурные минутки рекомендуется постоянно включать упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Необходимо следить за тем, чтобы во время занятий у детей оба локтя лежали на столе.

Наряду с нарушением осанки у дошкольников часто диагностируется плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклона пятки внутрь.

Стопа – это фундамент, опора нашего тела и любое нарушение ее развития может негативно отразиться на осанке ребенка.

Детская стопа по сравнению со взрослой более короткая, широкая и в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп более мягкие и эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы, которые играют важную роль в формировании свода, относительно слабые. Суставы более подвижные, а связки менее прочны по сравнению со взрослой стопой. Объем движений детской стопы больше, поэтому она менее приспособлена к статическим нагрузкам. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и опущению сводов стоп. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится на стадии интенсивного развития, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений, а изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и влияет на положение позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп крайне неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для занятий спортом.

Нередко дети страдают плоскостопием по вине родителей, которые рано начинаю ставить ребенка на ноги и обучать неокрепших детей ходьбе, особенно если у них есть признаки рахита. Наряду с этим одной из причин плоскостопия является ношение неправильно подобранной обуви, дети часто носят не только тесные, но и очень свободные туфли, ботинки, которые покупаются детям «на вырост».

Для профилактики плоскостопия большое значение имеет создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени, а так же оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (это ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для правильного формирования свода стопы).

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп является гигиена и подбор обуви, воспитателям и родителям нужно обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на физических занятиях. Детская обувь должна иметь закрытую пятку, достаточно гибкую подошву, широкий носок, кроме этого обязательно наличие небольшого каблучка (2см) и ремешка. Недопустимо ношение детьми различных шлепанцев, обуви китайского производства, не прошедших стандартизацию, чешек вне физкультурных занятий, а также тесной и не подходящей по размеру обуви. Категорически запрещается ношение обуви со стоптанными задниками.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней гимнастики, а также зарядки после сна, детям полезно заниматься босиком (при соответствующем t ° режиме). Температура пола должна быть не ниже +18°. Наряду с этим рекомендуется применение специальных закаливающих процедур для стоп, что способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активнее точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия. Но основное и самое верное средство – это специальная гимнастика, укрепляющая своды стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стоп.

Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха.

И в заключении хочется сказать словами великого русского педагога В.А. Сухомлинского: «Чтобы сделать ребенка умными и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении».

Нарушение осанки и плоскостопие

Многие люди, имеющие в арсенале своих заболеваний такую ортопедическую патологию, как плоскостопие, считают эту деформацию чем-то несерьезным и не требующим особого внимания с их стороны. Это продолжается до тех пор, пока проблема не усугубится максимально, захватив собой крупные суставы ног, а также позвоночник и препятствуя нормальному положению и передвижению организма в пространстве. Пациенты начинают бегать от одного врача к другому, не понимая, как связаны между собой плоскостопие и нарушение осанки. И почему плоская стопа ведет к таким сложным и неприятным последствиям, как необратимые искривления позвоночника.

Важность правильной осанки для человека

Если с точки зрения правил анатомии осанка человека, которая включает в свое понятие положение всех отделов опорно-двигательного аппарата, сформирована правильным образом, то это обеспечивает не только равномерное распределение нагрузки на все группы мышц, но и хорошее питание и иннервацию внутренних систем организма.

Когда осанка у ребенка претерпела патологические изменения, то это непременно приведет его к сколиозу, то есть искривлению позвонка. Если к моменту перехода во взрослое состояние осанка сформировалась как нужно, то какие-то искривления в позвоночнике уже маловероятны, но взрослые пациенты в таком случае страдают от явлений остеохондроза, который представляет собой воспалительно-дегенеративный процесс в позвонках.

Именно поэтому детям дошкольного возраста так важно следить за осанкой, положением спины и здоровьем любых отделов опорно-двигательного аппарата.

Нарушение осанки имеет три степени:

  1. Первая проходит практически бессимптомно и проявляется только в том, что человек при попытке держать свою спину в ровном положении, быстро устает.
  2. Вторая уже заметна визуально, поскольку у пациента появляются признаки сутулости и сгорбленной спины, возникает боль в позвоночнике.
  3. При третьей степени говорят о необратимой деформации позвоночного столба.

Воздействие плоскостопия на организм человека

Здоровая стопа очень важна для человека. Именно она обеспечивает правильное положение всего тела, амортизируя удары, получаемые при движении. Если она меняет форму и уплощается, говорят о плоскостопии. Развитие этой патологии ведет к тому, что человек больше не может правильно держать равновесие и распределять свою массу на весь опорно-двигательный аппарат. Происходит смещение центра тяжести и в результате пациент как бы заваливается немного вперед, и это становится причиной, по которой меняется и походка, и осанка. Совсем плохи дела, если плоскостопие имеет односторонний характер. Здесь возникает еще и перекос, поскольку из-за уплощения сводов пострадавшая нога немного укорачивается по сравнению со здоровой. Так и выходит, что сколиоз и плоскостопие идут «рука об руку».

Способы профилактики

Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия очень важно. Это даст возможность ребенку в будущем вести здоровую полноценную жизнь. И чем раньше будет проводиться необходимый комплекс мероприятий, тем лучше. При рождении малыша родителям его уже известно о том, были ли подобные заболевания в их семьях. Если такие случаи встречались, то это значит, что генетически стопы ребенка склонны к уплощению. Следует поговорить об этом с детским ортопедом, который поможет разработать профилактический комплекс, выполняя который с ребенком, родители будут обеспечивать профилактику нарушения плоскостопия и осанки.

Подобный комплекс процедур может включать в себя массаж, а также лечебную физкультуру и даже курсы физиотерапевтического лечения. Кроме вышеописанного необходимо тщательно следить за малышом, чтобы он держал спину ровно и обеспечить ему качественный матрас для ночного сна.

Если у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста диагностировали плоскостопие, то следует незамедлительно заняться его лечением, чтобы не допустить прогрессирования процесса. В этом возрасте плоскостопие хорошо поддается лечению, поскольку кости и связочный аппарат сформирован не полностью. По этой же причине плоскостопие у детей развивается при малейшей нагрузке чрезмерного характера.

Эффект, полученный во время лечения, поможет закрепить специальная обувь или обычная обувь, но правильной модели и с ортопедическими стельками, изготовленными по индивидуальным замерам.

Начальные изменения осанки также поддаются коррекции путем регулярного выполнения специальных гимнастических упражнений и курсов массажа.

Детям до пятилетнего возраста категорически противопоказаны чрезмерные нагрузки. Именно это приводит к уплощению стоп и изменению осанки. Отличным профилактическим мероприятием будет ходьба босиком по различным природным поверхностям. Это может быть трава, песок или галька. Важно правильно выбирать для ребенка обувь. Она должна быть удобной, иметь задник из жесткого материала и каблучок около полсантиметра.

Часто нарушения возникшие в положении осанки определяют уже в подростковом возрасте и исправить позвоночник полностью не представляется возможным. Но регулярное выполнение специально разработанных упражнений и применение других ортопедических рекомендаций дает возможность остановить процесс и не допустить прогрессирование искривления позвоночника.

Нарушение осанки и плоскостопие

Все не раз слышали фразу: «Чистота – залог здоровья». Но кроме чистоты, как известно из школьных уроков биологии, залогом здоровья служит немало других составляющих. Одним из главных тестов, являющихся своего рода презентацией физического состояния, является осанка, имеющая для человека как представителя класса «приматов прямоходящих», важнейшее значение.

От правильной позы зависит состояние позвоночника и всего скелета в целом. Кроме того, она предохраняет внутренние органы от сдавливания и смещения, что может привести к развитию таких заболеваний, как остеохондроз, астма, ИБС. Поэтому тема предупреждения дефектов осанки и плоскостопия в раннем возрасте очень важна.

Для определения нарушения осанки существует простейший тест: нужно поставить ребёнка к стене так, чтобы его затылок, пятки, тазовые и лопаточные кости касались её поверхности, и попытаться просунуть кулак между стеной и поясницей. Если сделать это не удаётся – осанка правильная. Если же кулак проходит, это должно стать причиной принятия мер профилактики, главными из которых являются массаж и ЛФК

Проблемы с осанкой обычно обнаруживаются у детей в возрасте от 7 до 15 лет. Главная причина этого – гиподинамия школьников, зачастую слишком много времени проводящих у компьютера и игнорирующих прогулки на свежем воздухе, активные игры и уроки физкультуры, это оказывает негативное влияние на здоровье.

Нарушение осанки проходит в своём развитии три стадии:

  1. Лёгкая сутулость, носящая слабовыраженный характер возникает у ребёнка в начальных классах. Для её предупреждения в младших классах взрослым достаточно лишь чаще напоминать ему о необходимости выпрямиться.
  2. В средних классах и старших классах может появиться отклонение от нормы, имеющее более устойчивую форму, вызванную слабостью мышечного корсета, которое корректируется обычными уроками физкультуры в школе.
  3. Искривление позвоночника, затрагивающее костный аппарат и с трудом поддающееся лечению. При этом школьные уроки физической подготовки в классах полностью заменяются ЛФК. Необходимые упражнения в классах может порекомендовать специалист по ЛФК. Для удобства родителям стоит записать эту тему в виде конспекта, чтобы ежедневно заниматься с ребёнком дома, т.к. это необходимая мера предупреждения дальнейшего развития данного серьёзного заболевания.

Профилактика возникновения подобных нарушений здоровья ребёнка – прямая обязанность взрослых, особенно родителей, начиная с того момента, как малыш встаёт на ноги. При вертикальном положении тела на его ступни ложится значительная нагрузка. И если мышцы стоп недостаточно укреплены, может возникнуть угроза развития плоскостопия.

Ступни являются своеобразными амортизаторами человеческого скелета. Они самой природой предназначены для смягчения толчков, возникающих во время ходьбы, прыжков. При плоскостопии происходит деформация стопы, её свод опускается, либо совсем исчезает. При этом амортизационные функции стопы нарушаются, возникает тяжёлая походка, боль в ногах, перекашивание тазовых костей при ходьбе, приводящее к неправильной позе и искривлению позвоночника. Поэтому плоскостопие и нарушение осанки тесно связаны между собой: появление первого неизбежно сказывается на втором.

Профилактика плоскостопия оказывает влияние на предупреждение деформаций в развитии детского скелета, но определить наличие этого заболевания у ребёнка можно не ранее достижения им возраста 4-6 лет. По законам биологии детская «лапка» снабжена жировой подушечкой на подошве, маскирующей свод стопы. Согласно биологии, с возрастом она рассасывается, костные очертания становятся более чёткими, и заметить дефект несложно.

Тест на его определение очень легко выполнит не только врач, но и любой взрослый человек в домашних условиях. Выглядит он так: нужно смазать подошвы ребёнка растительным маслом и поставить его на лист белой бумаги. Если масляные отпечатки следов будут иметь форму фасолинок – всё нормально. Если же по отпечатку видно, что подошва стопы прижалась к бумаге почти целиком, это говорит о предрасположенности к развитию плоскостопия.

Причины этого распространённого нарушения

Одной из них является наследственность. Если плоскостопие имеется у кого-нибудь из близких родственников – отца, матери, – ребёнку необходимы наблюдение и регулярные консультации врача-ортопеда, чтобы застать болезнь на ранних стадиях развития и сделать всё необходимое для её предотвращения.

Также отрицательным фактором часто выступает лишний вес, что неудивительно: кости скелета рассчитаны на определённую нагрузку, значительное превышение которой может привести к их деформации. Поэтому, если ребёнок слишком полный для своего возраста и роста, необходим строгий контроль со стороны родителей за его питанием. Советы диетолога также не будут лишними в данной ситуации.

Травмы стоп тоже бывают причиной возникновения плоскостопия, поэтому к ним стоит относиться очень внимательно. Частые «подвихивания» говорят о слабости связочного аппарата голеностопа, от которой прямой путь к появлению этого дефекта.

Но, в конечном счёте, нарушение осанки и плоскостопие возникает на фоне слабого развития мускулатуры ног, в особенности стоп. Укреплению мышц стопы способствует простой массаж ступней. Выполнять его можно самостоятельно, даже не будучи специалистом высокого класса. Описание такого массажа нужно получить в кабинете ЛФК детской поликлиники.

ЛФК – непременная составляющая профилактики плоскостопия

Урокам ЛФК следует уделять особое внимание. Занятия должны быть систематическими. Нарушение этого правила может стать причиной их низкой эффективности.

Если ребёнок маленький, проводить занятия ЛФК лучше в игровой форме, чтобы упражнения не воспринимались им как обязательно-утомительный урок. Для привлечения интереса малыша к упражнениям ЛФК, каждому из них можно придумать подходящее название. Вот примерный конспект таких игровых занятий:

  • ходьба на цыпочках – «великан», «кто выше?», «какой большой!»;
  • ходьба с поворачиванием стоп наружу – «мишка косолапый по лесу идёт»;
  • ходьба босиком по наклонной неровной поверхности – «идёт бычок, качается» (специальный коврик из полосы плотной ткани с нашитыми на неё выпуклыми пуговицами укладывается на доску, положенную с небольшим наклоном; ступая по ней босой ногой, ребёнок непроизвольно поджимает пальцы, что вызывает напряжение мускулатуры свода стопы);
  • игра «попробуй, достань»: ребёнок, сидя на стуле, старается пальцами ног захватить с пола мелкие предметы (карандаши, верёвочки), подтягивая их к себе. Постепенно упражнение можно усложнять, пробуя поднимать и передавать предметы из одной «ножки-ручки» в другую;
  • «каток»: так же сидя на стуле, выполняется перекатывание ступнями ног круглой гладкой палки диаметром около 3 см.

В процессе урока нужно чаще хвалить малыша, стимулируя его усердие. Если есть возможность, родители могут устроить соревнование и принять в нём участие, но победителем непременно должен выйти ребёнок.

Необходимо как можно больше ходить босиком, в особенности в естественных природных условиях – по траве, гальке, мелким камешкам. Большое значение имеют водные процедуры: кроме укрепления мускулатуры, они оказывают и закаливающее действие. Поэтому ЛФК по мере взросления ребёнка нужно обязательно дополнить уроками плаванья – этот спорт наилучшим образом тренирует группы мышц, отвечающих за формирование осанки и профилактику плоскостопия.

Важная составляющая борьбы с плоскостопием – правильно подобранная обувь

Детская обувь должна точно соответствовать размеру ноги и непременно быть новой. Ни в коем случае нельзя позволять ребёнку донашивать растоптанную обувь старших братьев и сестёр, как бы ни был велик соблазн сэкономить. Следующие важные параметры – материал и качество изготовления. Лучше всего покупать ботинки, туфли и сандалии, сделанные из натуральной кожи, либо хлопка. Они должны быть лёгкими, иметь минимальное количество швов внутри, достаточно упругую и гибкую (но не мягкую!) подошву, крепкий задник, фиксирующий голеностопный сустав в правильном положении, и невысокий (от 0,5 до 1 см) плоский каблук. Если врач-ортопед советует носить специальную обувь или использовать в обычной обуви стельки-супинаторы, отмахиваться от таких рекомендаций не стоит.

Перечисленные правила могут показаться достаточно сложными, но их исполнение гарантирует, что у ребёнка не будет проблем с позвоночником и суставами ног – ни в детстве, ни в грядущей взрослой жизни.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЕ»

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с причинами искривления позвоночника, развития плоскостопия, с мерами профилактики заболеваний ОДС, дать знания о личной гигиены ОДС.

Развивающие: развитие мышления: формирование умений анализировать и делать соответствующие выводы; развитие понятий « осанка», «позвоночник», «скелет»; умений объяснять правила гигиены.

Воспитательные: формирование стремления к здоровому образу жизни; формирование познавательного интереса к предмету; формирование научного мировоззрения, гигиеническое воспитание.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий и планшетов), практические (лабораторное оборудование).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1-2 мин.).

II. Изучение нового материала.

Осанка — привычное положение тела в покое и при движение. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка лёгкая, нарушение осанки способствует неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное — неравномерное распределение нагрузки на тело. Неправильная посадка может привезти к искривлению позвоночника, развитие сутулости и впалой груди.

Какая же осанка может считаться правильной?

Лабораторная работа: « Правильность осанки».

Встаньте спиной к стене, так чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь — осанка нормальная.

Индивидуальная работа учащихся с последующей фронтальной проверкой.

Признаки правильной осанки

1. Голова слегка приподнята

2. Голова и туловище держаться прямо

3. Плечи несколько отведены назад

4. Грудная клетка развернута

5. Плечи находятся на одном уровне

6. Живот подобран

7. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед

Виды искривления позвоночника:

1. Лордоз — выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника

2. Кифоз — выпуклость назад грудного отдела

3. Плоская спина — сглаженность всех физиологических изгибов

4. Круглая спина или сутулость — плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

5. Сколиоз — искривление позвоночного столба вбок.

Задачи:

1. Перед вами близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он скорее всего страдать? Почему?

Ответ: Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины.

2.Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей удобно так, значит всё в порядке. Кто прав? К чему может привезти такое нарушение?

Ответ: Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы лёгких и сердца.

Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования (можно сделать на слайдах в виде презентации):

1. В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула старайтесь сохранить поясничный изгиб;

2. Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед;

3. Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/ 3 длины бедер;

4. Стопы ног при работе сидя должны о пол;

5. Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола;

6. Расстояние от книги до глаз должно составлять 40 — 50 см.

Плоскостопие — деформация стопы, которая характеризуется уплощением её сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые возникнув, быстро прогрессируют. Первые ранние признаки — болит подошва стопы, ломят косточки предплюсны и ноют мышцы голени.

Правила профилактики плоскостопия

Объяснение к правилам

1.Не носить слишком тесную обувь

1. Потому что способствует неправильному развитию мышц, связок и костей стоп, нарушается кровообращение в стопах, что приводит к переохлаждению, нарушается потоотделение.

2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука 3-4см

2. Если каблук высокий, то центр тяжести тела перемещается и основная нагрузка падает на передний отдел стопы, в результате чего перенапрягаются мышцы и связки стоп, а так же происходит изменение угла наклона таза, и соответственно нарушение осанки.

3.Никаких «платформ», подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах её согнуть, но и ребёнок в ходьбе.

3. Для правильного развития мышц стопы

4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

4.Так как они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки

5.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской и речной гальке.

5.Потому что это даёт наибольший эффект благодаря воздействиям на активные точки стопы. Мелкие камушки, галька, трава, песчинки — всё это стимулирует активные зоны, заставляя работать внутренние органы.

6. Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей, массаж.

6.Так как укрепляются ослабленные мышцы, растянутые мышцы и расслабляются напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы — массаж. Упражнения — хорошая тренировка мышечно — связочного аппарата стоп.

Проведение физминутки.

1. Сидя на стуле, одна нога вытянута вперёд. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

2. Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

3. Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

Кроссворд (задания, выполняемые по командам)

Первая команда

По вертикали: 2. Основа скелета человека.

По горизонтали: 1. Вид соединения костей черепа. 3. Оболочка костей, обеспечивающая их питание и рост в толщину. 4. Прочные тяжи из соединительной ткани. 5. Смещение концов костей, образующих сустав. 6. Нарушение целостности кости. 7. Плоская грудная кость. 8. Основной элемент скелета. 9. Слегка изогнутая кость плечевого пояса. 10. Изгиб позвоночника.

Вторая команда.

По горизонтали: 1. Болезнь ног. 2. Элемент скелета. 3. Мышцы однонаправленного действия. 4. Болезнь позвоночника. 5. Вид травмы. 6.Травма костей. 7. Часть кости, обеспечивающая её рост в толщину.

8. Мышцы, действующие в противоположных направлениях. 8. Кость плечевого пояса, сочленяющая с грудиной. 9. Название пояса нижних конечностей.

III. Закрепление нового материала.

В заключении мы с вами составим синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает своё отношение к проблеме.

1 строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка — два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3 строка — три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка — короткое предложение, ёмко выражающее данное понятие.

5 строка — одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

IV. Домашнее задание. § 22, вопросы после параграфа.

Домашняя лабораторная работа.

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца, соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию — плоскостопия нет.

Ссылка на основную публикацию